%0 Journal Article %@ 2076-6173 %A Бекирова, А. Р. %D 2017 %F zu2:25222 %I Вид-во ЖДУ ім. І.Франка %J Вісник Житомирського державного університету імені Івана Франка %K педагогическое моделирование; модель; профессиональная субъектность; формирование; будущие учителя начальных классов; субъектно-деятельностная модель формирования профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов. %N 2 (88) %P 28-38 %T Педагогическое моделирование процесса формирования профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов %U http://eprints.zu.edu.ua/25222/ %X Профессиональная субъектность учителей начальных классов в статье рассмотрена как системный психолого-педагогический феномен, который определяется как их интегральное профессионально важное качество. Оно формируется в процессе получения профессионального образования в педагогическом ВУЗе, которое не только определяет отношение учителя к педагогической деятельности, а формирует его субъектную позицию и стимулирует активность в этой деятельности, что в конечном счёте непосредственно влияет на успешность педагогической деятельности учителей в начальной школе. Подчёркнуто, что педагогическое моделирование – это метод создания и изучения педагогических моделей, т.е. отражение основных характеристик определённой педагогической системы (процесса, явления) в специально созданном объекте – в педагогической модели в форме мысленного представления или материальной реализации педагогического процесса (явления), который адекватно отображает исследуемый предмет педагогической действительности, в данной статье – процесс формирования профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов. Показано, что педагогическое моделирование процесса формирования профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов позволяет обосновать логическую, содержательную и методическую последовательность её формирования благодаря установлению связей между основными компонентами их профессиональной подготовки и придать этому процессу субъектно-деятельностный характер. Подчеркнуто, что целенаправленному её формированию способствует субъектно-деятельностная модель, которая обоснована с учётом основных методологических принципов педагогического моделирования и состоит с целево-методологического, содержательного, методико-праксеологичного, оценочно-результативного и субъект-субъектного компонентов.