eprintid: 25222 rev_number: 10 eprint_status: archive userid: 2944 dir: disk0/00/02/52/22 datestamp: 2017-09-11 17:31:09 lastmod: 2017-09-11 17:37:23 status_changed: 2017-09-11 17:31:09 type: article metadata_visibility: show title: Педагогическое моделирование процесса формирования профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов language: russian abstract: Профессиональная субъектность учителей начальных классов в статье рассмотрена как системный психолого-педагогический феномен, который определяется как их интегральное профессионально важное качество. Оно формируется в процессе получения профессионального образования в педагогическом ВУЗе, которое не только определяет отношение учителя к педагогической деятельности, а формирует его субъектную позицию и стимулирует активность в этой деятельности, что в конечном счёте непосредственно влияет на успешность педагогической деятельности учителей в начальной школе. Подчёркнуто, что педагогическое моделирование – это метод создания и изучения педагогических моделей, т.е. отражение основных характеристик определённой педагогической системы (процесса, явления) в специально созданном объекте – в педагогической модели в форме мысленного представления или материальной реализации педагогического процесса (явления), который адекватно отображает исследуемый предмет педагогической действительности, в данной статье – процесс формирования профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов. Показано, что педагогическое моделирование процесса формирования профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов позволяет обосновать логическую, содержательную и методическую последовательность её формирования благодаря установлению связей между основными компонентами их профессиональной подготовки и придать этому процессу субъектно-деятельностный характер. Подчеркнуто, что целенаправленному её формированию способствует субъектно-деятельностная модель, которая обоснована с учётом основных методологических принципов педагогического моделирования и состоит с целево-методологического, содержательного, методико-праксеологичного, оценочно-результативного и субъект-субъектного компонентов. keywords: педагогическое моделирование; модель; профессиональная субъектность; формирование; будущие учителя начальных классов; субъектно-деятельностная модель формирования профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов. creators_name: Бекирова, А. Р. ispublished: pub subjects: LB full_text_status: public date: 2017 date_type: published publication: Вісник Житомирського державного університету імені Івана Франка number: 2 (88) publisher: Вид-во ЖДУ ім. І.Франка pagerange: 28-38 refereed: TRUE issn: 2076-6173 referencetext: 1. Бекирова, А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов [електронний ресурс] / А. Р. Бекирова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 10 (октябрь). – Режим доступу: URL: http://e-koncept.ru/2016/16211.htm. 2. Дахин, А. Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образования : автореф. дисс. …д-ра пед. наук / 13.00.01. – Нижний Новгород : [б. и.], 2012. – 45 с. 3. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: [монография] / А. Н. Дахин. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. – 230 с. 4. Деркач, А. А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен [текст] / А.А. Деркач // Акмеология: научно-практический журнал. – 2015. – № 2 (54). – С. 8-22. 5. Исаева, Н. Е. Концептуальная модель становления профессиональной субъектности будущих психологов [текст] / Н. Е. Исаева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – Вып. № 4. – С. 149-153. 6. Клокар, Н. Андрагогічна модель підвищення кваліфікації педагогів на засадах диференційованого підходу [текст] / Н. Клокар // Післядипломна освіта в Україні. – 2008. – № 2. – С. 23-28. 7. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : [монография] / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. 8. Кузнецова, А. Г. Системный подход в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов ХХ века [текст] / А. Г. Кузнецова. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000. – С. 199-200. 9. Кузнецова, М.Д. Субъектность восприятия рекламного сообщения: автореф. дисс. …канд. псих. наук / 19.00.01. – Москва, 2010. – 31 с. 10. Куракин, А. Т. Системный подход в исследовании педагогических явлений [текст] / А. Т. Куракин, Л. И. Новикова. – М. : [б. и.], 1969. – 110 с. 11. Лодатко, Е. А. Моделирование педагогических систем и процессов : [монография] / Е. А. Лодатко. – Славянск : СГПУ, 2010. – 148 с. 12. Лодатко, Є. О. Моделювання в педагогіці: точки відліку [електронний ресурс] / Є. О. Лодатко // Педагогічна наука: історія, теорія, практика, тенденції розвитку : е–журнал. – 2010. – Вип. № 1. – Режим доступу: http://intellect–invest.org.ua/pedagog_editions_e– magazine_pedagogical. 13. Ольховая, Т. А. Модель становления субъектности студента медицинского вуза [текст] / Т.А. Ольховая, Т.С. Хабарова // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. – 2015. – Вып. № 2-22. – С. 5003-5007. 14. Погонышева, Д. А. Моделирование как метод реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании [текст] / Д. А. Погонышева // Педагогика. – 2009. – № 10. – С. 22-28. 15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн / Составители, авторы комментариев и послесловия А.В Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с. 16. Семенова, А. В. Формування професійної компетентності фахівців засобами парадигмального моделювання / А. В. Семенова // Педагогіка вищої школи : навч. посіб. / [З. Н. Курлянд, Р. І. Хмелюк, А. В. Семенова та ін.] ; за ред. З. Н. Курлянд. – [3-тє вид., перероб. і доп.]. – К. : Знання, 2007. – С. 432-446. 17. Чесноков, В.А. Организационно-педагогическая модель развития субъектных характеристик личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки [текст] / В.А. Чесноков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – Вып. № 121.– С. 214-218. 18. Штофф, В. А. Моделирование и познание [текст] / В. А. Штофф. – М. : Наука, 1972. – 234 с. 19. Серых Анна. Субъектность педагога как условие формирования психологической готовности к взаимодействию с виктимными детьми [текст] / Анна Серых // Развитие личности. – №1. – 2006. – С. 155-161. 20. Философский словарь [текст] / под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд. – М. : Республика, 2001. – 720 с. 21. Ягупов, В. В. Моделирование профессиональной компетентности выпускников профессиональных учебных заведений [текст] // В.В. Ягупов // Нові технології навчання : [зб. наук. пр. / гол. ред. Гребельник О.П.]. – 2013. – Вип. 76. – С. 144-152. 22. Ягупов, В. В. Профессиональная субъектность офицеров Министерства чрезвычайных ситуаций Украины [текст] / В.В. Ягупов, Н.А. Крышталь, В.Н. Король // Збірник наукових праць Національної академії Державної прикордонної служби України ім. Б. Хмельницького. – [Серія: педагогічні і психологічні науки / гол. ред. Потапчук Є.М.]. – 2012. – № 64 citation: Бекирова, А. Р. (2017) Педагогическое моделирование процесса формирования профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов. Вісник Житомирського державного університету імені Івана Франка (2 (88)). с. 28-38. ISSN 2076-6173 document_url: http://eprints.zu.edu.ua/25222/1/7.pdf