%0 Journal Article %A Зорницька, І. В. %D 2013 %F zu2:28981 %I Budapest. Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe %J Science and Education a New Dimension: Philology %K трагедия, парадокс, докса, металептический парадокс, сюжетный парадокс, парадоксализация, де- мифизация, дегероизация. %N 13 %P 62 -66 %T Парадоксализация древнегреческой трагедии %U http://eprints.zu.edu.ua/28981/ %V 1(3) %X Как известно, парадокс является неизменным спутником человеческой деятельности, свидетельствуя, прежде всего, о несовершенстве даже не столько объективной реальности, сколько способов осмысления ее человеком. В максимально широком смысле этого термина художественный парадокс может быть определен как проекция парадоксального мироощущения автора на плоскость литературного произведения. Восприятие окружающей действительности как парадоксальной ведет к парадоксализации художественного метода автора и, как результат, к введению парадокса на разные уровни художественного текста. Особенно остро парадоксальность окружающего мира ощущается в переходные эпохи, периоды переоценки ценностей и смены мировоззренческих систем. Опираясь на данные своих предыдущих публикаций, автор статьи поднимает проблему классификации такого явления как художественный парадокс, рассматриваемого в широком контексте античной драматической литературы. В частности, в статье рассматривается проблема типов художественного парадокса, вычленяемых на материале основных драматических текстов Софокла, Эсхила и Еврипида в их сопоставлении с традиционной интерпретацией сюжетов соответствующих древнегреческих мифов. Кроме того, вышеупомянутые классические образцы древнегреческой трагедии анализируются на метаконтекстуальном уровне, то есть с позиций сокрытой в них авторской полемики с «доксой» соответствующей историко-культурной эпохи. Вместе с этим, статья имеет своей целью вычленение конкретных приемов парадоксализации античной трагедии, а также механизмов их реализации в сохранившихся текстах древнегреческих драматургов.