eprintid: 29859 rev_number: 11 eprint_status: archive userid: 4660 dir: disk0/00/02/98/59 datestamp: 2019-10-01 08:14:48 lastmod: 2019-10-01 08:14:48 status_changed: 2019-10-01 08:14:48 type: article metadata_visibility: show title: Начало смысла: физиологическая развилка language: russian abstract: Проблема мышления в психологии решается путем установления его процессуальных и результативных характеристик, определения генетических и социальных аспектов развития, выделения структурной и функциональной специфики формирования. Полнота выводов зависит от понимания физиологической природы мышления, что на данный момент не имеет достаточной степени ясности и определенности. В статье предлагается взгляд на проблему мышления с точки зрения физиологии высшей нервной деятельности. Теоретической основой исследования психофизиологических предпосылок возникновения второй сигнальной системы стали концепция парабиоза, принцип доминанты и учение об условных рефлексах. Предложено новое трактование ультрапарадоксального состояния парабиоза и связанной с ним динамики образования доминанты в условиях столкновения двух очагов возбуждения. В результате этого процесса происходит «сдваивание» реакций, формируются основания для возникновения когнитивного абсурда. Смысл возникает как необходимость преодоления сформированного абсурда и развития новых связей, целью которых является эффективная адаптация человека. keywords: психофизиология, абсурд, доминанта, парабиоз, рефлекс, смысл, ультрапарадоксальное состояние, невроз creators_name: Мазяр, О. В. ispublished: pub subjects: BF divisions: sch_soa full_text_status: public date: 2019 date_type: published publication: GESJ: Education Science and Psychology number: 3 pagerange: 10-18 refereed: TRUE issn: 1512-1801 citation: Мазяр, О. В. (2019) Начало смысла: физиологическая развилка. GESJ: Education Science and Psychology (3). с. 10-18. ISSN 1512-1801 document_url: http://eprints.zu.edu.ua/29859/1/%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%20%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B0%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0.pdf