%0 Report %9 Інший %A Вознюк, О. В. %C Житомир %D 2019 %F zu2:29907 %T Для чего человеку Бог, а Богу – человек %U http://eprints.zu.edu.ua/29907/ %X Религиозность – системоформирующий фактор человеческой цивилизации и самого человека, поскольку Бог как абсолютная, свободная, самодостаточная, телеологическая, запредельная реальности Сущность выражает такие же качества человека, как представителя Homo sapiens. Можно сказать, что как только человек дорастает до уровня самосознающего, автономного, самодостаточного, уникального и тождественного самому себе существа (личности), в этот момент рождается и осознание человеком наличия Бога как Высшей реальности, рождается потребность быть с Богом. Сознание человека, следовательно, целесообразно определить как принципиально теоцентрированное, стремящееся выйти за пределы актуальной данности в область немыслимого и парадоксального – Абсолюта. В этом смысле можно говорить об определенной соотнесенности свойств Бога и человека, что, помимо прочего, выражается в религии – социальном институте и форме общественного сознания, выступающей связью Бога и человека. Данная соотнесенность свойств Бога и человека позволяет предположить, что, с одной стороны, человек испытывает потребность в Боге, и с другой, – Сам Бог обнаруживает потребность в человеке. Приведенное предположение, выраженное как альтернатива, представляет собой «основной вопрос религии», который по примеру «основного вопроса философии» фокусируется на сакраментальной проблеме религии, состоящей в вопросе: «кто первичен – человек или Бог?» Рассмотрение данного основного вопроса религии в контексте междисциплинарного анализа с привлечением богословских и естественнонаучных представлений позволяет раскрыть некоторые проблемные вопросы Христианства.